Информационные технологии
Информационные технологии
В сознании большинства пользователей глобальной компьютерной сети Internet сама эта сеть ассоциируется с тремя основными информационными технологиями:
- электронная почта (e-mail);
- файловые архивы FTP;
- World Wide Web.
Каждая из этих технологий направлена на решение одной из множества задач информационного обслуживания пользователей сети.
Электронная почта -- это основное средство коммуникаций Internet. Трудно себе представить пользователя сети, который не знал бы как отправить или получить корреспонденцию от своего коллеги с другого конца света. Несмотря на бурное развитие интерактивных систем коммуникаций, систем реального времени, различных Internet-телефонов и видеофонов, место электронной почты среди других информационных технологий Internet прочно и нерушимо.
Сеть Internet развивалась в первые свои годы как государственная. Это значит, что главным ее назначением был свободный обмен информацией. Доступность Internet из высших учебных заведений только способствовала этой тенденции. Если электронная почта -- это основное средство коммуникаций, то основным способом обмена программным обеспечением и регламентными материалами в Internet стали FTP-архивы. Это только в последнее время Internet стала высокоскоростной информационной магистралью. Долгое время канал со скоростью 9600 бит/с был быстрым каналом связи. В этом легко убедиться, стоит только внимательно почитать файлы настройки терминалов в ОС Unix (termcap). Для работы по этим каналам связи и были разработаны такие протоколы как Telnet и FTP. Упоминание этих двух протоколов вместе здесь не случайно. Telnet и FTP — это отличный пример комплексного решения проблемы. Все управление (сеанс связи и выдача команд) происходит при обмене файлами по протоколу Telnet и только собственно обмен файлами использует специальный канал передачи данных, который определен в спецификации протокола FTP (File Transfer Protocol).
В настоящее время назначение FTP-архивов существенно расширилось. Несмотря на то, что на арену сетевого обмена выходят все новые средства и технологии, вряд ли они смогут потеснить FTP-обмен в рамках существующих стандартов TCP/IP.
При обсуждении сравнения эффективности обмена следует принимать во внимание особенности организации транспорта информации в сетях TCP/IP при использовании транспортного протокола TCP (Transfer Control Protocol).
Если не вдаваться в детали и не придерживаться терминологии сетей TCP/IP, то при обмене информацией по сети TCP/IP при транспорте TCP, перед тем как начать отправку сообщения, устанавливается виртуальный TCP-канал. Это означает, что сначала выполняется процедура организации этого канала или, как ее еще называют, трехфазный «хэндшейк» (handshake). При этой процедуре стороной, которая устанавливает соединение, отправляется запрос на организацию канала, затем получается подтверждение на получение этого запроса, после этого отправляется подтверждение на получение подтверждения и первый пакет данных.
Аналогично началу TCP-обмена устроена и процедура разрыва виртуального TCP-канала. Также посылается уведомление об окончании соединения, получается подтверждение и только после этого канал разрывается.
Очевидно, что чем больше данных за один TCP-сеанс будет передано, тем более эффективней (с точки зрения соотношения переданной полезной и служебной информации) будет обмен. В этом смысле FTP работает эффективно. В начале сессии организуется канал, который потом будет использоваться для всего обмена. Если сравнить теперь FTP и HTTP (основной протокол World Wide Web), то станет ясно, что ориентированный на разрыв соединения после передачи порции данных HTTP гораздо менее эффективен, чем FTP.
Это небольшое отступление в область основ технологии межсетевого обмена должно было продемонстрировать, что при использовании той или иной технологии всегда следует помнить о том, как эта технология в конечном счете реализуется. Это важно, например, для выбора времени создания «зеркала» чужого FTP-архива. Если такое «зеркало» создавать в рабочее время в организации, где большое количество пользователей работает с информационными ресурсами Internet, то можно довольно сильно затормозить их работу. Особенно это актуально для организаций, которые работают по выделенным каналам связи с пропускной способностью 64Кб/с-128Кб/с и имеют в штате порядка сотни сотрудников, которые одновременно используют этот канал. Сервис FTP будет стремиться захватить канал целиком и это ему удастся сделать, так как HTTP будет использовать канал только в короткие промежутки времени.
При рассмотрении информационных технологий Internet следует также принимать во внимание тот факт, что они все взаимосвязаны и почти всегда можно получить доступ к одной из них через другую.
Так, например, к FTP-архиву можно обратиться через электронную почту или использовать Web-броузер для доступа к FTP-архиву. Все эти возможности предполагают использование программ-шлюзов.
На принципе использования посредников в настоящее время строится универсальная система доступа к ресурсам Internet из World Wide Web. Чем более широко внедряется Web на рабочие столы пользователей, тем меньше вероятность того, что им придется изучать технологии типа Telnet или FTP. Но это не означает, что эти технологии исчезли из сети. Администраторы узлов Web все равно обязаны знать, как все это спрятанное от пользователей «хозяйство» функционирует.
Электронная почта — один из важнейших информационных ресурсов Internet. Она является самым массовым средством электронных коммуникаций. Любой из пользователей Internet имеет свой почтовый ящик в сети. Если учесть, что через Internet можно принять или послать сообщения еще в два десятка международных компьютерных сетей, некоторые из которых не имеют on-line сервиса вовсе, то становится понятным, что почта предоставляет возможности в некотором смысле даже более широкие, чем просто информационный сервис Internet. Через почту можно получить доступ к информационным ресурсам других сетей.